С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда, порядок проведения которой утвержден Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Его требования распространяются на работодателей – юридических и физических лиц, а также на организации, оказывающие услуги по специальной оценке условий труда, независимо  от их организационно-правовых форм и форм собственности.

           Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов. По результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах  сотрудников.

           Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу  ее проводят совместно с независимой организацией, которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора.

           Результаты специальной оценки можно использовать в целях:

           - разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствии с нормативными требованиями охраны труда;

           - обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

          - определение дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

          - предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

            Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. Руководителю организации (иным должностным лицам) может быть назначен штраф от 1000 до 5000 рублей, саму организацию могут оштрафовать  на сумму от 30000 до 50000 рублей. Такие санкции установлены в статье 5.27 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.